Материально-техническое обеспечение
и оснащенность образовательного процесса,
в том числе для лиц с ограниченными
возможностями здоровья и лиц с инвалидностью
Статус ОВЗ в дошкольном возрасте дает:
- право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
- право на особый подход со стороны воспитателей и специалистов, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
- к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;
- право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;
- право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.
При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК.
Инвалид— лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В детском саду созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, может быть также организовано образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
В МАДОУ №3 действуют 3 логопункта, 2 из них для детей с тяжелыми нарушениями речи, численность таких логопунктов составила на 2019-2020 г 30 человек. Охвачены дети разных возрастных групп (старшие, средние, подготовительные) 10 человек из них имеют статус детей с ограниченными возможностями здоровья и 2 ребёнка инвалида.
Система коррекционной работы с детьми ОВЗ строилась с учётом федеральных образовательных государственных стандартов (ФГОС). По рекомендациям ФГОС разработаны адаптированные образовательные программы с учётом структуры нарушений. (АОП для детей с ТНР и АОП для детей с РАС) на основе ООП МАДОУ №3 и программы Филичевой Т.Б, Чиркиной Г.В » Коррекция нарушения речи».
Специальные материально-технические средства для обеспечения образовательного процесса лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (индивидуального и коллективного пользования)
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное и социально-коммуникативное развитие.
Поэтому особое внимание в нашем детском саду уделяется конструированию предметно-пространственной среды, в которой происходит формирование коммуникативной инициативы, познавательной и творческой активности у умственно отсталого дошкольника. Каждый специалист, работающий с детьми данной категории, знает её неоценимое значение.
В групповых помещениях используются вариативные модули, ширмы, конструкторы, макеты. Полифункциональное использование оборудования позволяет легко поменять пространство в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов детей, трансформируемые модули могут использоваться как для хранения материала, так и для организации детской деятельности (игры, проведения опытов, изобразительной деятельности и многое другое).
С целью оптимизации образовательного процесса педагоги детского сада используют в работе информационные технологии: игры на интерактивной доске, ноутбуке, планшете, работа с презентациями, прослушивание аудио записей. Материально-технические условия детского сада позволяют эффективно осуществлять образовательный процесс, внедрять современные информационно-коммуникативные технологии.
Для более эффективной организации коррекционно-развивающей работы по формированию познавательной и коммуникативной активности у детей с умственной отсталостью в детском саду оборудованы специализированные помещения.
Кабинет развивающего обучения обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала дошкольников. Кабинет оснащен дидактическим материалом, настольно-печатными, развивающими играми, демонстрационным материалом.
В физкультурном зале используются разнообразные спортивно-гимнастические атрибуты, повышающие у детей интерес к выполнению различных двигательных упражнений, способствующие увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое развитие и коммуникативную активность.
Музыкальный зал – это среда эстетического развития, место постоянного общения ребёнка с музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Восприятие музыки происходит во всех зонах музыкального зала. В процессе музыкальных занятий у ребенка происходит «интеллектуализация музыкальности» ребёнок самовыражается через творчество.
Формирование коммуникативной активности у детей происходит в сенсорной комнате – это удивительное место, где можно всё потрогать, покрутить, зашнуровать, даже порисовать на флуоресцентной панели и в песочнице с подсветкой, и многое другое, что так нравится детям.
В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья создается соответствующая среда, обеспечивая каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития.
Созданы следующие условия: по направлению «Физическое развитие»
- Физкультурный зал
- Спортивная площадка
- Спортивные уголки в группах
- Спортивный инвентарь в зале и в группах
- Оборудование для корригирующей гимнастики
- Нетрадиционное оборудование для занятий
- Наглядный материал для занятий по ОБЖ
- Медицинский блок: прививочный кабинет, изолятор, медицинский кабинет
- Кабинет психолога
- Выставки детских работ
По направлению «Познавательно-речевое развитие» :
- Уголок развивающих игр
- Книжный уголок
- Библиотека энциклопедической и художественной литературы
- Наборы аудио и видео записей
- Наборы картин и картинок
- Логопедические уголки
- Дидактический материал для развития мелкой моторики
По направлению «Социально-личностное развитие» :
- Экраны эмоционального состояния детей, желаний и увлечений
- Фотоальбомы о жизни детей в детском саду и дома
- Атрибуты для игровой деятельности
- Уголки уединения
По направлению «художественно-эстетическое развитие»:
- Музыкальный зал
- Уголки театрализованной деятельности
- Образцы народных промыслов
- Репродукции картин
- Тематические папки и альбомы
- Дидактические игры
- Музыкальные инструменты
Подбор аудио и видео дисков